наплавные мосты

наплавные мосты
«Исаакиевский плашкоутный мост».

«Исаакиевский плашкоутный мост».


«Исаакиевский плашкоутный мост».
Гравюра Я. В. Васильева по рисунку М. И. Махаева.
Вторая половина XVIII в.

наплавные мосты, временные мосты на плавучих опорах (плотах, понтонах, барках), наводились с начала XVIII в. Первым наплавным мостом стал мост, соединявший Берёзовый (Городской) остров с Заячьим. Второй наплавной мост был, по-видимому, наведён в районе современного Большеохтинского моста в 1707, но служил очень недолго. Третий наплавной мост наводился через Чёрную Речку (ныне р. Монастырка) в 1712—17. В 1727 сооружён наплавной Исаакиевский мост, действовавший с перерывами до 1912. Техника мостостроения XVIII в. позволяла перекрывать главные рукава Невы лишь наплавными мостами , опорами которым служили барки или плашкоуты. В XIX в. наплавные мосты строились на понтонах, имели довольно сложные подкосные пролётные строения с пролётами в осях до 18 м и гранитные устои. В 1758—1833 (по другим сведениям, с 1759) действовал Тучков наплавной мост через Малую Неву. В 1758 был наведён Гренадерский наплавной мост , переведённый в 1806 на место современного моста Свободы. В 1760—1811 (по другим сведениям, до 1813) существовал Каменноостровский наплавной мост , с 1786 до середины XIX в. — Строгановский наплавной мост (ныне Ушаковский мост). В 1786 через Неву сооружён Воскресенский наплавной мост , соединивший Воскресенский проспект с Выборгской стороной. В 1803 его перевели к Летнему саду и назвали Петербургским мостом, который был заменён построенным в 1824—27 Троицким наплавным мостом , действовавшим до 1903 до постройки постоянного моста (см. Кировский мост). По створу Воскресенского проспекта был наведён новый наплавной мост , просуществовавший до 1879 до конца строительства Литейного моста. В первой половине XIX в. наводились также три Елагиных, Крестовский и Гутуевский наплавные мосты . В дальнейшем новых наплавных мостов в Петербурге почти не строилось, уже существовавшие неоднократно переносились с места на место. Так, в 1849—75 (по другим сведениям, с 1851) Воскресенский наплавной мост наводился на месте современного Литейного, в 1856—1912 Исаакиевский — на месте Дворцового. Последний новый наплавной мост соединил в 1901 острова Вольный и Голодай. К началу XX в. в Петербурге почти все наплавные мосты были заменены постоянными (см. Мосты), в дальнейшем наплавные мосты наводились на период ремонта постоянных.

Литература:
Пунин А. Л., Повесть о ленинградских мостах, Л., 1971, с. 19—26;
Бунин М. С., Мосты Ленинграда, Л., 1986, с. 44—54.

«Исаакиевский (Невский) мост в Петербурге».

«Исаакиевский (Невский) мост в Петербурге».


«Исаакиевский (Невский) мост в Петербурге».
Раскрашенная гравюра Х.-Г. Хаммера.
Первая половина XIX в.

«Троицкий мост в Петербурге».

«Троицкий мост в Петербурге».


«Троицкий мост в Петербурге».
Литография Ж.-Б. Арну.
1840-е гг.


Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. . 1992.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "наплавные мосты" в других словарях:

  • Наплавные мосты —       временные мосты на плавучих опорах (плотах, понтонах, барках), наводились с начала XVIII в. Первым Н. м. стал мост, соединявший Берёзовый (Городской) остров с Заячьим. Второй Н. м. был, по видимому, наведён в районе современного… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Мосты —       История Ленинграда неразрывно связана с сооружением и обслуживанием многочисленных М. через Неву, её рукава, каналы, речки. М. являются неотъемлемой частью градостроительной структуры и архитектурного облика Ленинграда. В XVIII XIX вв.… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Мосты военные —         сооружения, служащие для переправы войск, боевой техники и транспорта через какое либо препятствие (водную преграду, овраг, дорогу и т. п.) при передвижении их по дорогам и колонным путям на поле боя. М. в. бывают автодорожными,… …   Большая советская энциклопедия

  • Мосты — Троицкий мост через Неву. Троицкий мост через Неву. Открытка начала XX в. Мосты. История Ленинграда неразрывно связана с сооружением и обслуживанием многочисленных мостов через Неву, её рукава, каналы, речки. Мосты являются неотъемлемой частью… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Мосты Казани — Мосты Казани  мостовые переходы, путепроводы и транспортные эстакады в Казани. Разобранные, строящиеся и планируемые объекты выделены в перечне курсивом. 57 объектов (включая 39 мостов) подконтрольны МУП «Городские мосты»[1] …   Википедия

  • Мост — I (Most)         Иоганн (5.2.1846, Аугсбург, 17.3.1906, Нью Йорк), деятель германского рабочего движения; представитель левосектантского анархистского течения в германской социал демократии. По специальности переплётчик. С 60 х гг. 19 в.… …   Большая советская энциклопедия

  • Мост (сооружение) — Мост, сооружение, прокладывающее путь над препятствием. Различают М.: по виду преодолеваемого препятствия ≈ М. через реки и др. водотоки (собственно М.), через дороги (путепроводы), через овраги и ущелья (виадуки, эстакады); по роду… …   Большая советская энциклопедия

  • Понтонный парк —         штатное (табельное) переправочное средство, предназначенное для наводки наплавных мостов и устройства паромных переправ. Состоит на вооружении инженерных, дорожных и ж. д. войск различных армий. П. п. включает: паромно мостовые… …   Большая советская энциклопедия

  • Римские дороги — О Римской дороге см. Via Romea Аппиева дорога (Via Appia Antica) …   Википедия

  • Римская дорога — Аппиева дорога (Via Appia Antica) Содержание 1 История 1.1 Первые стратегические дороги …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»